РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Главная » Доска объявлений » МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ » Раздаточный материал

В категории объявлений: 2
Показано объявлений: 1-1
Страницы: 1 2 »


Сортировать по: Дате

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ГЛАВА 1. Планирование деятельности психолога

       Одной из важных организационных задач деятельности психолога в образовательном учреждении является планирование работы на год.

       Можно говорить, по крайней мере, о двух видах планирования деятельности педагогом-психологом специального (коррекционного) образовательного учреждения:

*перспективное планирование - на весь учебный год и на его отдельные периоды в соответствии с особенностями данного учреждения, требованиями администрации и т.п.;

*текущее планирование – на такие периоды, как рабочая неделя, месяц; в свою очередь, планирование на рабочую неделю включает и ежедневное планирование.

      В целом планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется как целями и задачами, так и видом и конкретными запросами данного образовательного учреждения. Следует также отметить, что вся деятельность педагогического коллектива коррекционной школы ориентированна в первую очередь на формирование у ребенка таких образовательных и трудовых умений и навыков (в соответствии с имеющимися у него возможностями), которые помогут ему в дальнейшем в социальной адаптации в обществе, в выборе соответствующей его возможностям профессии и успешной трудовой адаптации.

     Направления, особенности и объем психологической работы на весь учебный год должны быть согласованы и утверждены как с администрацией образовательного учреждения так и (что желательно)с руководством психологической службы образования (методической линии).

    Существует, по крайней мере, две формы перспективного планирования: проективное планирование и планирование по направлениям деятельности.

1.1. Перспективное планирование

      Перспективное планирование осуществляется, как правило, в начальный период деятельности педагога-психолога: преимущественно в августе – начале сентября. В основе перспективного планирования – цели и задачи деятельности психолога на ближайший учебный год, которые раскрываются в конкретных видах работы и реализуется в различных формах. Общая схема перспективного планирования представляет собой следующую цепочку: цели - содержание работы – виды работы – адекватные формы и средства реализации. Все это должно быть в той или иной мере отражено в документации по перспективному планированию.

Возможными источниками целеполагания (целей и задач) в деятельности педагога-психолога могут выступать:

  • цели и задачи, вытекающие из учебной программы образовательного учреждения на текущий год;
  • актуальные проблемы образовательной среды коррекционного учреждения, выявленные с помощью анализа деятельности учреждения в предыдущем году.
  • Желательно в перспективном планировании отразить способы оценки собственной деятельности и критерии ее эффективности.

     Основной формой перспективного планирования на настоящий момент можно считать планирование по направлениям деятельности. Здесь учитываются непосредственно основные направления деятельности психолога, отраженные в Положении о службе практической психологии.

В тоже время мы сочли возможным без ущерба для содержательной стороны деятельности специального психолога в соответствии с его практическими задачами и реалиями психологической работы в специальном образовании несколько переформулировать и обобщить основные направления деятельности, содержащиеся в Положении, отразив их в перспективном планировании.

     Удобными и оправдавшими себя в реальной практике являются конкретные единицы деятельности, как диагностика, развивающие и коррекционные занятия (индивидуальные и групповые), консультирование родителей, педагогов или проведение групповых просветительских семинаров, участие в экспертной деятельности, методическая работа, в том числе собственное повышение квалификации. Несомненно, что все эти единицы деятельности специалиста не могут существовать изолированно друг от друга, а должны быть встроены в целенаправленности деятельность психолога, образовательного учреждения в целом. В то же время содержательно они являются наиболее адекватными (в том числе, для качественно-количественной регистрации объема производимой психологом работы).

      Как мы увидим ниже, именно такая детализация и конкретизация деятельности психолога дает возможность оценить и содержание его работы, и общий объем временных затрат (временные затраты по отдельным видам работ). Это в свою очередь, позволяет определить ориентировочные количественные нагрузочные показатели деятельности психолога. Таким образом, вся деятельность педагога-психолога может быть конкретизирована по предлагаемым нами единицам деятельности. К ним относятся:

*диагностическая деятельность;

*консультативная деятельность;

*коррекционно-развивающая деятельность;

*экспертная деятельность;

*организационно-методическая деятельность;

*просветительская работа.

       Психопрофилактическое направление деятельности психолога образования (как одного из направлений деятельности службы практической психологии) может быть составлено из приведенных единиц деятельности. И развивающая, и экспертная работа, впрочем как и диагностическая (оценочная) и консультативная деятельность, могут реализовываться как прогностически-профилактическая работа по предупреждению или предотвращению негативных влияний, включаться в сопровождение ребенка в выраженными трудностями в обучении (даже в условиях обучения по программам специального образования) в качестве профилактических мер.

Соответствующие разделы планирования и их конкретизация должны быть согласовнны с общим планом деятельности учреждения. Содержательная сторона каждого направления перспективного плана должна быть согласованна с соответствующей методической службой в рамках деятельности службы практической психологии образования (например, утверждена на методическом объединении практических психологов).

    Документирование. При планировании по направлениям и видам деятельности в соответствующих разделах плана необходимо указать (без углубленной детализации), по какому направлению, виду, в каких формах предполагается тот или иной вид деятельности (См.табл.).

 

 

Раздаточный материал | Просмотров: 1349 | Дата: 18.03.2016

1-1 2-2