РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Главная » Статьи » НОВОСТИ

Годовой отчет за 2013г.

Отчет о деятельности

ГБОУ РТ «Республиканский Центр диагностики и консультирования»

за 2013 год.

Республиканским Центром диагностики и консультирования (далее – Центр) поставлена задача оказания помощи населению и  образовательным учреждениям по своевременному выявлению, учету, комплексной психолого-медико-педагогической диагностики, обучению, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество детей с различными проблемами и отклонениями  в развитии.

В своей работе Центр руководствуется Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 г.  № 867  «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»,  и  осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ и РТ, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании», Федеральным законом от 06.10.03. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ,  ФЗ №181  от 24.11.95 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при оказании»,  Уставом, Указами и распоряжениями Правительства и Министерства образования РФ и РТ, Положением «О психолого-медико-педагогической комиссии Республики Тыва», которое разработано на основе Типового Положения (Письмо МО РФ № 27/2067 -6 от 14.07.2003 г.).

Центр   взаимодействует со многими ведомствами и учреждениями Министерств образования, здравоохранения и социальной защиты населения РТ, детскими поликлиниками, психоневрологическим диспансером, медико-социальной экспертизой, комиссией по делам несовершеннолетних, ППМС «Сайзырал».  Центром ведется база данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах и база данных о детях, прошедших обследование за последние 10 лет, в том числе в электронном виде.  

Работа специалистов Центра  ведется по следующим основным направлениям:

- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

-  подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

 - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

По состоянию на 30 ноября 2013 года в Центре  работают 13 специалистов: три специальных психолога, два логопеда, три дефектолога, социальный педагог,  методист, врач-психиатр, врач-специалист, юрист. Они отвечают требованиям должностных характеристик,  имеют соответствующие образования. По квалификационным  категориям: 3 имеют высшую, 1- первую, 2- вторую категории.  Повышение квалификации проходят  в ТГИПиПКК МОН РТ,  в гг. Новосибирск, Красноярск, Абакан, Москва

          Диагностическая работа.

   Центр  обслуживает три категории клиентов, это дети и подростки с 0  до 18 лет,  родители (законные представители), и педагоги,  обучающие и воспитывающие детей с ОВЗ. Ежегодно    в Центр обращаются  родители (законные представители), педагоги детей с проблемами в развитии,  с целью проведения первичной диагностики, определения образовательного маршрута и получения, адекватных состоянию здоровья особых условий  обучения и воспитания и возможных путей их коррекции. 

В 2013  году с 09 января по 30 ноября 2013 года  психолого-медико-педагогическое  обследование прошли  всего обследовано 1334 детей и подростков, из них 82 (6,14%) дошкольного возраста, детей –инвалидов обследовано всего 351(26,3%), из них школьного возраста – 284 (21,28%), дошкольного возраста – 18 (1,34%). Первично обследовано – 1156 (86,65%), повторное обследование прошли 147 (11,01%) детей, проконсультировано 1870 законных представителей и педагогов, им даны рекомендации по возможным путям коррекции выявленных дефектов развития ребенка и программам обучения (Приложение 1). Основную категорию детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с задержкой психического развития и парциальным недоразвитием, которым рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) учреждения 7 вида, которые увеличились по сравнению с 2012 годом на 3%. (58,35%). Дети  с ОВЗ в кожуунах не получают  раннюю коррекционную помощь в связи с тем, что не хватает специалистов в ДОУ (логопедов, дефектологов, психологов). Следовательно, количество детей, представляемых на обследование, в возрасте от 7 до 14 лет остается высоким, что также  свидетельствует и о недостаточной эффективности работы  школьных консилиумов.

Отмечается увеличение количества детей с ранним детским аутизмом (РДА) и синдромом РДА (3,80%), с поврежденным развитием – 90 (7,43%), с дефицитарным развитием (11,72%);

 Число детей-инвалидов прошедших обследование в 2011 году- 314, в 2012 г. -  329. В 2013 году  прошли обследование 351 детей-инвалидов, что на 6,3 %  больше чем в 2012 году (Приложение 2),  из них:

с тяжелыми нарушениями интеллекта- 27;

 с разными формами  эпилепсии-109;

 с нарушениями опорно-двигательного аппарата-92;

с общими заболеваниями (врожденные пороки сердца, пиелонефриты,     туберкулез, сахарный диабет и т.д.)  -50;

 с сочетанными заболеваниями -26 .

Рекомендованы следующие виды программ обучения:

- общеобразовательная программа- 57 уч.;

- 8вид- 124 уч.;

-  индивидуально-адаптированная программа  для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта-13;                                                                                                                       

 - 7вид- 123;              

- 6вид- 12;

- 5вид- 3;

- 4вид- 1;

- 3вид- 1;

- 1вид- 30. Таким образом, за период с  2011г. по ноябрь 2013г.  было обследовано 994  детей - инвалидов,  которые нуждаются в  особых образовательных  потребностях.

В 2013 г. на дому рекомендовано обучение 454 учащимся, из них по дистанционной форме обучаются 136 (Приложение 3). 

ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Тыва» Минтруда России за 9 месяцев текущего года освидетельствовало 1295 детей до 18 лет, из них признано инвалидами 1132 граждан, до 18 лет категория «ребенок-инвалид» установлена 60 детям  (Приложение 4).  Из таблицы видно,  что за 9 месяцев 2013 года доля детей, обучающихся в СКУ составляет 20,2% от всех освидетельствованных за тот же период,  удельный вес детей из многодетных семей (пять и более детей) 5,6%, удельный вес детей из малоимущих семей (совокупный доход ниже прожиточного минимума) - 6,9% и дети из неполных семей - 23,0%.  Данные по составу семьи, доходу и другие сведения собираются путем опроса при освидетельствовании в бюро. В таблице приведены данные не по всему количеству детей-инвалидов Республики, а по количеству освидетельствованных в учреждении за представленные периоды.

По данным  Государственного учреждения Российского отделения Фонда социального страхования по РТ на 25.11.2013 г.  всего детей-инвалидов - колясочников  280,  инвалидными колясками обеспечены 115 детей,  на очереди  стоят  149 детей,  в ноябре выиграны торги на 115 колясок  (уже высланы), таким образом,  до 31.12.2013 года нужно обеспечить  инвалидными колясками  34 ребенка.

По данным ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Тыва» в Республике 789 детей –инвалидов дошкольного возраста, из них 256 детей посещают дошкольные образовательные учреждения, 533 ребенка остаются неорганизованными  (Приложение 5).

Таким образом, в анамнезе детей  идет увеличение заболеваний связанных с резидуально-органическим поражением ЦНС, задержкой психического, интеллектуального развития, речевые нарушения, расстройства развития аутистического спектра, дефицитарность слуха, опорно-двигательного аппарата и иных функциональных систем.

Заключение  Центра, выданное по итогам обследования, является документом, подтверждающим право ребенка с ОВЗ на обеспечение ему оптимальных условий для получения образования, также  для получения направления  в специальную  коррекционную группу, класс или учреждение. 

Консультационная работа.

По результатам диагностики специалисты Центра проводят консультирование родителей (законных представителей), педагогических работников, представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении. Консультативная деятельность осуществляется с целью психолого-педагогического, медико-социального просвещения родителей (лиц, их заменяющих) и педагогов, выбора адекватных особенностям развития ребенка образовательных маршрутов, средств, форм и методов обучения и воспитания, проведение соответствующих лечебно-оздоровительных мероприятий и т.п.    В рамках выездного консультативного пункта специалисты учреждения оказывают психолого-педагогическую и консультативно-методическую помощь несовершеннолетним, родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Особое внимание  уделяется родителям, воспитывающих детей-инвалидов. Также   проводятся специальные обучающие семинары-практикумы, лекции для родителей.

Специалистами ведутся журналы  консультаций индивидуальных консультирований педагогов, родителей (законных    представителей) с указанием конкретной методической помощи по определению содержания, форм, методов, средств организации коррекционного процесса.

                     Коррекционно-развивающая  работа

  Психологом Центра разработана коррекционно – развивающая Программа « Коррекция аффективного  неблагополучия детей младшего школьного возраста».  С целью психологической  поддержки воспитанников Республиканской школы интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в  мае проведены тренинговые занятия для подростков «Психология в квадрате» по программе  и психологический тренинг для воспитателей на сплочение коллектива с элементами ауторелаксации, который вызвал особый интерес и позитивный настрой участников.  Также  проведены тренинги личностного роста для студентов 1 курса Кызылского педагогического колледжа, тренинги психологической подготовки к ЕГЭ для старшеклассников  школы №15 г. Кызыла, для родителей детей-инвалидов на дистанционном обучении.  

Проведены открытые фронтальные и индивидуальные  логопедические занятия для студентов-практикантов Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена, затем был организован  круглый стол по теме «Информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе по коррекции речи в условиях русско-тувинского двуязычия».

 Учителя-дефектологи, педагоги-психологи и логопеды ведут индивидуальные коррекционные занятия с детьми по желанию родителей. Часто заявляемые проблемы родителей - школьная неготовность, эмоционально-личностная незрелость, гиперактивность, речевые нарушения, нарушения письма и чтения  и т.д. Проведено 40 индивидуальных занятий.

         Родители на правах равного партнерства принимают активное участие  в  разработке  следующих вопросов:

- выбор оптимального образовательного маршрута для ребенка;

- преодоления затруднений в учебе путём систематической логопедической, психологической, дефектологической помощи;

-  решение семейных, личностных проблем развития ребенка.

А также с родителями регулярно обсуждаются достигнутые результаты, как положительные, так и отрицательные.

В целях совершенствования процесса обучения и воспитания в  практику работы внедряются индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Систематизированы иллюстративные и раздаточные материалы для обследования детей дошкольного, школьного возраста, приобретены демонстрационные пособия и дидактический материал, обучающие диски «Игры для Тигры», «Азбука-малышка», «Баба-Яга учится читать», «Логоритмические упражнения» и т.д.

Педагогами  Центра разработаны и апробируются коррекционно-развивающие программы:

- Программа «Необычное путешествие» для коррекции аффективного  неблагополучия детей младшего школьного возраста с общим интеллектуальным недоразвитием;

- Программа курса занятий «Коррекция нарушений речи в условиях русско-тувинского двуязычия» для логопедических групп обучающихся 1-7 классов с системным недоразвитием речи;

-«Школа назыны четпээн уругларның чугаазын сайзырадының программазы  и другие.

                            

                       Методическая работа.

Для оказания методической помощи педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, и в целях совершенствования системы специального образования в республике  на базе Центра функционируют методические объединения (МО) педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики. Приоритетным направлением  методической работы является ознакомление  педагогических работников с нововведениями в области коррекционной педагогики на семинарах, тренингах и при личном консультировании. В системе проводятся плановые заседания МО, ведется  активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На заседаниях   организовываются выставки методических разработок, заслушиваются доклады на темы самообразования педагогов,   рассматриваются  планы-конспекты различных видов и типов уроков, коррекционных занятий. В рамках работы методического объединения проводятся открытые занятия, мастер-классы и внеклассные мероприятия,  разнообразные по форме и содержанию. Еженедельно проводятся методические четверги, на заседаниях которых, рассматриваются актуальные вопросы специального образования, таких как  «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ», «Коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое сопровождение детей с недостаточным развитием», «Методические рекомендации по коррекционно-развивающему и психолого-педагогическому сопровождению детей с дисгармоническим развитием» и т.д.

С вступлением в силу нового Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом № 1082 от 20 сентября 2013г Минобрнауки РФ, заседания МО педагогов-психологов, учителей-дефектологов были посвящены  следующим темам: «Знакомство с новыми формами психологического заключения ПМПК по Семаго», «Индивидуальное психологическое сопровождение по типологии Семаго».

 Также  одной из основных задач МО педагогов-психологов является сопровождение профориентационной работы старшеклассников специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики. Работа по данному направлению  ведется системно и организована  по следующим двум основным направлениям:

Профессиональная информация.

Профессиональное воспитание.   

Для специалистов органов управлениями образованием  был проведен обучающий семинар на актуальную тему: «Интегрированное, инклюзивное образование детей с ОВЗ», слушателям  выданы на электронных носителях специально подобранные материалы по данной теме.

По заявкам ОУ проведены семинары по следующей тематике: «Организация учебно-воспитательного процесса в СКК 7 вида для детей с ЗПР», «Индивидуальный образовательный маршрут»,  «Нормативные документы, отражающие метод обучения детей с проблемами в развитии», «Современные требования к организации взаимодействия специалистов в рамках деятельности ПМП-консилиума в ОУ»; «Организация деятельности работы школьных ПМПк», «Развитие графомоторных навыков учащихся начальных классов»,  «Преодоление речевых нарушений и развитие речемыслительной деятельности», «Обучение и воспитание детей с гиперактивностью»  и др.

Через лекторскую деятельность на курсах  в Институте   переподготовки и повышения квалификации кадров, специалисты  имеют возможность донести  определенные знания по воспитанию, обучению, коррекции отставаний в развитии детей с ОВЗ педагогическим  и медицинским работникам ДОУ, ОУ  республики.

 Специалисты Центра принимают участие на семинарах и научно-практических конференциях (НПК) различного уровня:

-   республиканский  семинар на базе МБОУ   № 2 г. Чадан Дзун-Хемчикского кожууна на тему: «Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума ОУ»;

- республиканский  семинар на тему: «Психологические параметры психического дизонтогенеза. Варианты психического дизонтогенеза»;

     -   республиканский семинар «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса в С(К)ОУ» на базе МБОУ СОШ п. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна;

-  всероссийская научно-практическая конференция г.Москва (Р.Ш.Седии)                   

-  всероссийская научно-практическая конференция «Основные направления и перспективы развития современного специального образования: региональный компонент» г. Минусинск;

- НПК «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: теория и практика»;

- НПК «Актуальные проблемы взаимодействия образовательных учреждений с семьями (воспитанников) в Республике Тыва: опыт, поиски, решения»;

Педагоги Центра активно участвуют в организации и проведении ежегодных республиканских конкурсов: «Лучший учитель специальной (коррекционной) школы», «Лучший по профессии», а также в республиканских и всесоюзных очных, заочных конкурсах профессионального мастерства, получают призовые места.

 В Центре имеется библиотечка специальной научно-методической литературы, периодики, создана картотека. Собираются материалы из опыта работы специалистов в области коррекционной педагогики из разных источников (Интернет,  специализированные журналы и др.).  В течение прошедшего года специалисты Центра размещали свои методические материалы на сайте учреждения.         

Каждое методическое объединение имеет свою педагогическую копилку, в ее арсенале:

- СD-RV носители с материалами по логопедии, открытые мероприятия и занятия (из конкурса «Лучший учитель года СКОУ»; «Лучший воспитатель года СКОУ»);

-  фотоматериалы о наиболее ярких, значимых моментах методического объединения;

-  конспекты занятий и собственные разработки педагогов (буклеты, наглядно-дидактические пособия, игры).

Кроме  вышеназванных  мероприятий  Центр  занимается организацией и проведением мониторинга различной направленности. Так, во исполнение п.19 постановления Правительства РТ от 24.01.2011 года № 20 «Об утверждении мероприятий по реализации послания Председателя Правительства  Верховному хуралу (Парламенту)» «Ответственная власть, ответственный бизнес, ответственное общество» педагогами Центра был проведен мониторинг качества деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов ОУ республики. В целях оказания методической помощи по организации деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений,  специалистами Центра в системе проводятся обучающие семинары во время выездных командировок по республике.   Так, например, за 2012-2013 учебный год было проведено три выездных семинара в Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском и Чеди-Хольском кожуунах и ТГИПиПКК был организован республиканский семинар на тему: «Коррекционно-развивающая направленность обучения детей с ОВЗ в условиях ОУ». Кроме этого, в 2006 году Центром были  выпущены методические рекомендации  «Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении». Итоги мониторинга показали, что только в г.Кызыле с 2000 года во всех  общеобразовательных школах  и  дошкольных образовательных учреждениях   созданы и успешно функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы.  Представленные отчеты и  анализы работ школьных  консилиумов ОУ кожуунов показали, что они существуют формально.

В целях  исполнения Распоряжения Правительства Республики Тыва «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей Республики Тыва на 2013-2017 годы» Центром,  начиная с августа 2013 года проводится совместно с ОУ республики  мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ результаты, которых будут подведены в 2014 году.  

Таким образом, в системе образования Республики Тыва решаются вопросы выявления, диагностики детей-инвалидов и детей с ОВЗ, организации специального образования,   а также  положено начало постепенного перехода на интегрированное и инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей. Координирующую функцию по включению детей с проблемами в развитии в образовательное пространство выполняет республиканский Центр диагностики и консультирования, который разрабатывает рекомендации по построению индивидуального образовательного маршрута и индивидуального учебного плана, учитывая индивидуальные возможности ребенка с проблемами в развитии.

На основании вышеизложенного,  Центру:

 совместно с Министерством образования и науки РТ, Тувинским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров разработать пакет документов по следующим вопросам:

- по интегрированному и инклюзивному образованию в Республике Тыва;

- по систематизации работы психолого-медико-педагогических консилиумов в республике;

- об открытии ПМПК в Тоджинском и Дзун-Хемчикском кожуунах.

Категория: НОВОСТИ | Добавил: ays (16.01.2014)
Просмотров: 614 | Теги: Центр