Информация для педагогов и родителей, детей с РАС и с признаками РАС
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра https://autism-frc.ru/
1. Региональный ресурсный центр по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС Республики Тыва
1.1 О региональном ресурсном центре
1.2 Правовой навигатор
1.3 Образовательный навигатор
1.4 Региональные исполнители комплекса мер
1.5 Семейный навигатор
1.6 Сопровождение детей с РАС
1.7 Консультации
1.8 Новости
1.1 О региональном ресурсном центре
Ресурсный центр по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС Республики Тыва создан на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» в целях исполнения мероприятий межведомственного плана комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС Республики Тыва на 2017-2018 гг., утвержденного межведомственным приказом Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. Создание Ресурсного центра инициировано Министерством образования и науки Республики Тыва при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лице Гордеевой Марины Владимировны и Правительства Республики Тыва, в лице Главы Республики Тыва Кара-оол Шолбана Валерьевича.
Главная цель центра – создание теоретической, научно-практической основы, которая обеспечит развитие системы комплексной помощи детям с РАС в Республике Тыва.
Задачи:
- Осуществление научно-методического и информационного сопровождения деятельности образовательных организаций, реализующих специальное и инклюзивное образование детей с РАС и с признаками РАС.
- Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, обеспечивающих работу с детьми, имеющими признаки РАС и РАС.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с РАС и с признаками РАС.
Основными направлениями деятельности центра:
- консультационно-диагностическая деятельность, разработка программно-методического обеспечения системы комплексной помощи;
- информационно-аналитическая деятельность;
- подготовка и обучение специалистов специального и инклюзивного образования;
- информирование и просвещение специалистов и родителей, воспитывающих детей с РАС и с признаками РАС.
В условиях Ресурсного центра будет работать тренировочная комната для формирования важнейших жизненных компетенций ребенка с РАС: социальной адекватности, социальной активности и социальной адаптивности.
Важную роль в решении задач, поставленных перед Ресурсным центром, играют наши партнеры – стажировочные площадки, созданные для распространения эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с признаками РАС и с РАС: ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла, ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ», МБДОУ «Детский сад №4 г. Кызыла», МАДОУ «Детский сад №15 г. Кызыла», МБДОУ «Детский сад №40 г. Кызыла», МБДОУ «Детский сад №23 компенсирующего вида г. Кызыла».
Нормативно-правовые документы Регионального Ресурсного центра
ПОЛОЖЕНИЕ
о Ресурсном центре по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и расстройством аутистического спектра и их семьям в Республике Тыва
Настоящее положение регламентирует осуществление деятельности ресурсного центра по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и расстройством аутистического спектра и их семьям в Республике Тыва на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования».
Раздел 1. Общие положения
-
- Ресурсный центр по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и расстройством аутистического спектра и их семьям в Республике Тыва (далее – Ресурсный центр) создан на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее – Учреждение).
- Ресурсный центр руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, Уставом Учреждения, Межведомственным планом комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра в Республике Тыва на сентябрь 2017г.-2018г., приказами, инструкциями и другими нормативными актами, регламентирующими деятельность структурных подразделений Учреждения, и действует на основании положения о Ресурсном центре.
- Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты муниципальных образований Республики Тыва, ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" и другими учреждениями занимающимися выявлением, поддержкой и сопровождением детей признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра (далее – РАС).
- Ресурсный центр является базой практики для подготовки специалистов к работе с детьми с РАС.
Раздел 2. Основные цели и задачи деятельности Ресурсного центра
2.1. Целью деятельности Ресурсного центра является информационная и методическая поддержка оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и их семьям.
2.2. Задачи деятельности Ресурсного центра:
- внедрение инновационных психологических, педагогических и социальных технологий в организацию работы с детьми с РАС;
- выявление профессиональных потребностей специалистов разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС;
- консультирование специалистов разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам работы в данном направлении;
- организация обучения специалистов разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС по использованию в практике работы новейших достижений в области образования, социальной работы;
- распространение передового опыта, ознакомление общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через сопровождение веб-сайта, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности;
- отработка модели сетевого взаимодействия с учреждениями муниципальных образований Республики Тыва для оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и их семьям;
- эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
Раздел 3. Организационная структура
3.1. Ресурсный центр подчиняется директору Учреждения.
3.2. Структура и штат Ресурсного центра формируются с учетом объемов и особенностей работы Ресурсного центра и утверждаются директором Учреждения.
3.3. Ресурсный центр возглавляет руководитель, назначаемый директором Учреждения из числа высококвалифицированных работников, имеющих высшее педагогическое образование и значительный опыт практической деятельности в сфере образования.
3.4. Руководитель Ресурсного центра:
- планирует и организует деятельность Ресурсного центра;
- осуществляет руководство текущей деятельностью Ресурсного центра;
- несет ответственность за соблюдение требований по охране труда сотрудниками Ресурсного центра;
- организует и направляет совместную работу педагогов, психологов, дефектологов, медицинских работников на организацию комплексной помощи детям с РАС;
- осуществляет контроль за исполнением сотрудниками Ресурсного центра должностных обязанностей согласно должностным инструкциям и за соблюдением ими служебной дисциплины, правил внутреннего (служебного) распорядка;
- вносит предложения директору Учреждения:
- о кандидатурах сотрудников для работы в Ресурсном центре и о распределении должностных обязанностей между ними;
- о премировании сотрудников Ресурсного центра за выполнение особо важных и сложных заданий;
- о поощрении и награждении сотрудников Ресурсного центра;
- о применении и снятии с сотрудников Ресурсного центра дисциплинарных взысканий;
- о предоставлении отпусков сотрудникам Ресурсного центра согласно графику;
- по иным вопросам служебной деятельности Ресурсного центра;
- отчитывается о деятельности Ресурсного центра перед директором Учреждения.
3.5. Все сотрудники Ресурсного центра назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора Учреждения. Состав сотрудников Ресурсного центра определяется штатным расписанием Учреждения.
3.6. Руководитель Ресурсного центра несет персональную ответственность за деятельность Ресурсного центра.
Раздел 4. Контроль и ответственность
-
- Сотрудники Ресурсного центра в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, законами Республики Тыва, постановлениями, распоряжениями Председателя Правительства Республики Тыва, приказами Министерства образования и науки Республики Тыва, Уставом Учреждения, настоящим положением, должностными инструкциями, приказами директора Учреждения.
- Ресурсный центр несет коллективную ответственность за качество и своевременность решения поставленных задач, предусмотренную правилами внутреннего распорядка Учреждения, Уставом Учреждения, настоящим положением и должностными инструкциями.
- Сотрудники Ресурсного центра несут индивидуальную ответственность за соблюдение трудовой дисциплины, качество и своевременность решения поставленных перед ними задач, предусмотренную Правилами внутреннего распорядка Учреждения, Уставом Учреждения, настоящим положением и должностными инструкциями.
- Сотрудники Ресурсного центра несут индивидуальную материальную ответственность за вверенные им ценности, предусмотренную законодательством Российской Федерации, договором о материальной ответственности.
Раздел 5. Заключительные положения
5.1. Изменения положения о Ресурсном центре утверждаются приказом директора Учреждения.
5.2. Ресурсный центр может быть ликвидирован приказом Министерства образования и науки Республики Тыва на основании решения общего собрания трудового коллектива Учреждения с последующим уведомлением учредителя образовательного учреждения.
Порядок предоставления комплексной психолого-педагогической услуги детям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и их семьям в Ресурсном центре при ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования»
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок распространяется на услуги, оказываемые детям с расстройством аутистического спектра (РАС), детям группы риска с признаками РАС и их семьям в Ресурсном центре при Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее – Центр).
1.2. Настоящий документ устанавливает порядок и условия предоставления комплексной психолого-педагогической услуги детям с РАС, детям группы риска с признаками РАС.
1.3. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным закономот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва от 28.03.2017г. № 341-д, 123/1, 331 «О создании межведомственной рабочей группы поразвитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска спризнаками РАС и с РАС», Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва от 02.08.2017г. № 840-д, от 11.08.2017г. № 313, от 11.08.2017г. № 936 «Об утверждении комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС в Республике Тыва на сентябрь 2017г.-2018г., Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 21.12.2017г. №1353-д «О создании Ресурсного центра на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования».
2. Выявление детей с признаками РАС и с РАС.
2.1. Выявление детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва «Республиканская психиатрическая больница».
2.2. Внесение в банк данных детей с расстройством аутистического спектра, с признаками расстройства аутистического спектра Центра осуществляется:
- при обращении в Центр родителя (законного представителя) ребенка с РАС, с признаками РАС;
- при направлении информации о ребенке с РАС, признаками РАС учреждением здравоохранения;
- при направлении информации о ребенке с РАС, признаками РАС учреждением образования.
2.3. При обращении родителей (законных представителей) детей с РАС, признаками РАС учреждением:
- проводится обследование условий жизнедеятельности семьи;
- организуется предварительная работа по изучению документов ребенка с РАС, признаками РАС (заключения психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, медицинских документов и т. д.);
- проводится комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;
- проводится оценка индивидуальной потребности семьи в комплексной психолого-педагогической услуге.
3. Организация предоставления комплексной психолого-педагогической услуги
3.1. Комплексная психолого-педагогическая услуга детям с РАС, детям группы риска с признаками и их семьям, предоставляется в соответствии с индивидуальной программой предоставления психолого-педагогической услуги (далее – индивидуальная программа).
3.2. Комплексная психолого-педагогическая услуга Центром предоставляются детям, признанными нуждающимися в психолого-педагогической помощи по рекомендациям ПМПК и заключениям врачебных учреждений.
3.3. Комплексная психолого-педагогическая услуга предоставляется в соответствии с Положением о Ресурсном центре в объемах, установленных индивидуальной программой.
3.5. Детям с РАС, признаками РАС с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды комплексной психолого-педагогических услуги:
- коррекционные занятия с учителем-дефектологом;
- коррекционные занятия с учителем-логопедом;
- коррекционные занятия с педагогом-психологом;
- коррекционные занятия с социальным педагогом.
3.6. Комплексная психолого-педагогическая услуга детям с РАС, признаками РАС предоставляется в виде курса коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 21 день.
3.7. Специалистами Центра проводится информирование родителей (законных представителей) об условиях получения и видах комплексной психолого-педагогической услуги, об их правах, обязанностях, сроках, порядке предоставления услуги.
3.9. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с РАС, признаками РАС заключается в оказании содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи на основе межведомственного взаимодействия.
4. Направления деятельности учреждения по оказанию комплексной психолого-педагогической услуги.
4.1. Реабилитационное:
- Выявление детей с РАС, нуждающихся в специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- Выявление потребностей, ресурсов и приоритетов семьи, негативных факторов, влияющих на развитие ребенка, запросов семьи (сбор анамнеза, ознакомление с медицинскими документами, консультирование).
- Реализация индивидуальной программы предоставления комплексной психолого-педагогической услуги и индивидуальной программы сопровождения семьи с ребенком с РАС, признаками РАС.
- Разработка индивидуального коррекционного маршрута для ребенка с РАС в зависимости от степени тяжести заболевания, проведение коррекционных занятий с ребенком (по индивидуальному коррекционному маршруту).
- Проведение промежуточной диагностики и мониторинга с целью корректировки дальнейших действий в отношении семьи.
- Поддержка семей на основе ранней диагностики, сопровождения, консультирования и обучения родителей приемам реабилитации в домашних условиях.
- Комплексная психолого-педагогическая, медико-социальная коррекционно-развивающая помощь детям раннего и дошкольного возраста, подросткам с РАС, признаками РАС.
- Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми. - Оказание помощи семьям с целью мобилизации их ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении; организация групп поддержки для семей с детьми с ОВЗ.
- Проведение групп поддержки семей, имеющих детей и подростков с РАС, в том числе с РАС (Школа эффективного родителя).
- Развитие у родителей компетентности в вопросах оптимального развития ребенка с РАС.
- Внедрение в работу инновационных технологий, направленных на реабилитацию ребенка с РАС и признаками РАС.
- Создание доступной среды и дружелюбного пространства для детей с РАС, признаками РАС.
4.2. Информационное:
- Консультирование семей с детьми и подростков с ОВЗ, в том числе детей с РАС, по вопросам развития коммуникативных навыков, познавательных процессов, использования методов альтернативной коммуникации, организации развивающего пространства в естественной среде.
- Организация групп родительской взаимной поддержки (Школа эффективного родителя).
- Разработка рекомендаций и памяток и буклетов для родителей.
- Проведение дней распространения информации по проблеме аутизма.
- Организация для родителей консультаций узких специалистов.
4.3. Профилактическое:
- Максимально ранняя диагностика отклонений в развитии детей.
- Информирование родителей о важности раннего вмешательства и ранней коррекции аутистических проявлений.
- Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с РАС.
5. Критерии оценки эффективности помощи семьям с детьми с РАС, признаками РАС
- социализация детей с РАС, с признаками РАС, снижение аутистических проявлений;
- стабилизация семейной ситуации;
- приобретение родителями практических навыков развивающей работы с ребенком, установление и развитие эмоционального контакта ребенка с родителем;
- повышение уровня родительской компетенции в вопросах развития ребенка с РАС, признаками РАС
1.2 Правовой навигатор
- Международное законодательство
- Нормативно-правовые документы РФ
- Нормативно-правовые документы Республики Тыва
1.3 Образовательный навигатор
Реестр образовательных организаций на базе, которых созданы стажировочные площадки для распространения эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с признаками РАС и с РАС:
- ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла
- МБОУ СОШ №14 г. Кызыла
- ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ»
- МБДОУ «Детский сад №4 г. Кызыла»
- МАДОУ «Детский сад №15 г. Кызыла»
- МБДОУ «Детский сад №40 г. Кызыла»
- МБДОУ «Детский сад №23 компенсирующего вида г. Кызыла».
1.4 Региональные исполнители комплекса мер
- Министерство образования и науки Республики Тыва (ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования»)
- ПМПК Департамента образования мэрии г. Кызыла, ОО, ДОУ г. Кызыла
- Министерство здравоохранения Республики Тыва (Центр психического здоровья Республиканской психиатрической больницы, Центр восстановительной медицины)
- Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
- Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва
1.5 Семейный навигатор
Родителям детей с РАС
1.6 Сопровождение детей с РАС
Информационно-методические материалы
При обращении родителей (законных представителей) детей с РАС, признаками РАС учреждением:
- проводится обследование условий жизнедеятельности семьи;
- организуется предварительная работа по изучению документов ребенка с РАС, признаками РАС (заключения психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, медицинских документов и т. д.);
- проводится комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;
- проводится оценка индивидуальной потребности семьи в комплексной психолого-педагогической услуге.
Детям с РАС, признаками РАС с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды комплексной психолого-педагогических услуги:
- коррекционные занятия с учителем-дефектологом;
- коррекционные занятия с учителем-логопедом;
- коррекционные занятия с педагогом-психологом;
- коррекционные занятия с социальным педагогом.
Для желающих предоставляется курс коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 21 день.
1.7 Консультации.
Запись на консультацию по тел.: 3-41-10
График работы: Пн-Чт: 9.00-18.00
Пт: 9.00-13.00
Обеденный перерыв: 13.00-14.00
Порядок записи на курс коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС и с признаками РАС по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка.