РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Информация для педагогов и родителей, детей с РАС и с признаками РАС

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра https://autism-frc.ru/

1. Региональный ресурсный центр по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС Республики Тыва

1.1 О региональном ресурсном центре

1.2 Правовой навигатор

1.3 Образовательный навигатор

1.4 Региональные исполнители комплекса мер

1.5 Семейный навигатор

1.6 Сопровождение детей с РАС

1.7 Консультации

1.8 Новости

1.1 О региональном ресурсном  центре

Ресурсный центр по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС Республики Тыва создан на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» в целях исполнения мероприятий межведомственного плана комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС Республики Тыва на 2017-2018 гг., утвержденного межведомственным приказом Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. Создание Ресурсного центра инициировано Министерством образования и науки Республики Тыва при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лице Гордеевой Марины Владимировны и Правительства Республики Тыва, в лице Главы Республики Тыва Кара-оол Шолбана Валерьевича.

Главная цель центра – создание теоретической, научно-практической основы, которая обеспечит развитие системы комплексной помощи детям с РАС в Республике Тыва.

Задачи:

- Осуществление научно-методического и информационного сопровождения деятельности образовательных организаций, реализующих специальное и инклюзивное образование детей с РАС и с признаками РАС.

- Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, обеспечивающих работу с детьми, имеющими признаки РАС и РАС.

- Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей), воспитывающих ребенка с РАС и с признаками РАС.

 

Основными направлениями деятельности центра:

- консультационно-диагностическая деятельность, разработка программно-методического обеспечения системы комплексной помощи;

- информационно-аналитическая деятельность;

- подготовка и обучение специалистов специального и инклюзивного образования;

- информирование и просвещение специалистов и родителей, воспитывающих детей с РАС и с признаками РАС.

В условиях Ресурсного центра будет работать тренировочная комната для формирования важнейших жизненных компетенций ребенка с РАС: социальной адекватности, социальной активности и социальной адаптивности.

 

Важную роль в решении задач, поставленных перед Ресурсным центром, играют наши партнеры – стажировочные площадки, созданные для распространения эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с признаками РАС и с РАС: ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла, ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ», МБДОУ «Детский сад №4 г. Кызыла», МАДОУ «Детский сад №15 г. Кызыла», МБДОУ «Детский сад №40 г. Кызыла», МБДОУ «Детский сад №23 компенсирующего вида г. Кызыла».

 

Нормативно-правовые документы Регионального Ресурсного центра

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Ресурсном центре по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и расстройством аутистического спектра и их семьям в Республике Тыва

Настоящее положение регламентирует осуществление деятельности ресурсного центра по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и расстройством аутистического спектра и их семьям в Республике Тыва на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования».

 

Раздел 1. Общие положения

    1. Ресурсный центр по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и расстройством аутистического спектра и их семьям в Республике Тыва (далее – Ресурсный центр) создан на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее – Учреждение).
    2. Ресурсный центр руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, Уставом Учреждения, Межведомственным планом комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра в Республике Тыва на сентябрь 2017г.-2018г., приказами, инструкциями и другими нормативными актами, регламентирующими деятельность структурных подразделений Учреждения, и действует на основании положения о Ресурсном центре.
    3. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты муниципальных образований Республики Тыва, ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет" ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" и другими учреждениями занимающимися выявлением, поддержкой и сопровождением детей признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра (далее – РАС).
    4. Ресурсный центр является базой практики для подготовки специалистов к работе с детьми с РАС.

 

Раздел 2. Основные цели и задачи деятельности Ресурсного центра

2.1. Целью деятельности Ресурсного центра является информационная и методическая поддержка оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и их семьям.

2.2. Задачи деятельности Ресурсного центра:

 

Раздел 3. Организационная структура

3.1. Ресурсный центр подчиняется директору Учреждения.

3.2. Структура и штат Ресурсного центра формируются с учетом объемов и особенностей работы Ресурсного центра и утверждаются директором Учреждения.

3.3. Ресурсный центр возглавляет руководитель, назначаемый директором Учреждения из числа высококвалифицированных работников, имеющих высшее педагогическое образование и значительный опыт практической деятельности в сфере образования.

3.4. Руководитель Ресурсного центра:

3.5. Все сотрудники Ресурсного центра назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора Учреждения. Состав сотрудников Ресурсного центра определяется штатным расписанием Учреждения.

3.6. Руководитель Ресурсного центра несет персональную ответственность за деятельность Ресурсного центра.

 

Раздел 4. Контроль и ответственность

    1. Сотрудники Ресурсного центра в своей работе руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, законами Республики Тыва, постановлениями, распоряжениями Председателя Правительства Республики Тыва, приказами Министерства образования и науки Республики Тыва, Уставом Учреждения, настоящим положением, должностными инструкциями, приказами директора Учреждения.
    2. Ресурсный центр несет коллективную ответственность за качество и своевременность решения поставленных задач, предусмотренную правилами внутреннего распорядка Учреждения, Уставом Учреждения, настоящим положением и должностными инструкциями.
    3. Сотрудники Ресурсного центра несут индивидуальную ответственность за соблюдение трудовой дисциплины, качество и своевременность решения поставленных перед ними задач, предусмотренную Правилами внутреннего распорядка Учреждения, Уставом Учреждения, настоящим положением и должностными инструкциями.
    4. Сотрудники Ресурсного центра несут индивидуальную материальную ответственность за вверенные им ценности, предусмотренную законодательством Российской Федерации, договором о материальной ответственности.

 

Раздел 5. Заключительные положения

5.1. Изменения положения о Ресурсном центре утверждаются приказом директора Учреждения.

5.2. Ресурсный центр может быть ликвидирован приказом Министерства образования и науки Республики Тыва на основании решения общего собрания трудового коллектива Учреждения с последующим уведомлением учредителя образовательного учреждения.

 

Порядок предоставления комплексной психолого-педагогической услуги детям с расстройством аутистического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и их семьям в Ресурсном центре при ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок распространяется на услуги, оказываемые детям с расстройством аутистического спектра (РАС), детям группы риска с признаками РАС и их семьям в Ресурсном центре при Государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Тыва «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее – Центр).

1.2. Настоящий документ устанавливает порядок и условия предоставления комплексной психолого-педагогической услуги детям с РАС, детям группы риска с признаками РАС.

1.3. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным закономот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва от 28.03.2017г. № 341-д, 123/1, 331 «О создании межведомственной рабочей группы поразвитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска спризнаками РАС и с РАС», Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва от 02.08.2017г. № 840-д, от 11.08.2017г. № 313, от 11.08.2017г. № 936 «Об утверждении комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС в Республике Тыва на сентябрь 2017г.-2018г., Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 21.12.2017г. №1353-д «О создании Ресурсного центра на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования».

 

2. Выявление детей с признаками РАС и с РАС.

2.1. Выявление детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва «Республиканская психиатрическая больница».

2.2. Внесение в банк данных детей с расстройством аутистического спектра, с признаками расстройства аутистического спектра Центра осуществляется:

- при обращении в Центр родителя (законного представителя) ребенка с РАС, с признаками РАС;

- при направлении информации о ребенке с РАС, признаками РАС учреждением здравоохранения;

- при направлении информации о ребенке с РАС, признаками РАС учреждением образования.

2.3. При обращении родителей (законных представителей) детей с РАС, признаками РАС учреждением:

- проводится обследование условий жизнедеятельности семьи;

- организуется предварительная работа по изучению документов ребенка с РАС, признаками РАС (заключения психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, медицинских документов и т. д.);

- проводится комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;

- проводится оценка индивидуальной потребности семьи в комплексной психолого-педагогической услуге.

 

3. Организация предоставления комплексной психолого-педагогической услуги

3.1. Комплексная психолого-педагогическая услуга детям с РАС, детям группы риска с признаками и их семьям, предоставляется в соответствии с индивидуальной программой предоставления психолого-педагогической услуги (далее – индивидуальная программа).

3.2. Комплексная психолого-педагогическая услуга Центром предоставляются детям, признанными нуждающимися в психолого-педагогической помощи по рекомендациям ПМПК и заключениям врачебных учреждений.

3.3. Комплексная психолого-педагогическая услуга предоставляется в соответствии с Положением о Ресурсном центре в объемах, установленных индивидуальной программой.

3.5. Детям с РАС, признаками РАС с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды комплексной психолого-педагогических услуги:

- коррекционные занятия с учителем-дефектологом;

- коррекционные занятия с учителем-логопедом;

- коррекционные занятия с педагогом-психологом;

- коррекционные занятия с социальным педагогом.

3.6. Комплексная психолого-педагогическая услуга детям с РАС, признаками РАС предоставляется в виде курса коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 21 день.

3.7. Специалистами Центра проводится информирование родителей (законных представителей) об условиях получения и видах комплексной психолого-педагогической услуги, об их правах, обязанностях, сроках, порядке предоставления услуги.

3.9. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с РАС, признаками РАС заключается в оказании содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи на основе межведомственного взаимодействия.

 

4. Направления деятельности учреждения по оказанию комплексной психолого-педагогической услуги.

4.1. Реабилитационное:

- Выявление детей с РАС, нуждающихся в специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

- Выявление потребностей, ресурсов и приоритетов семьи, негативных факторов, влияющих на развитие ребенка, запросов семьи (сбор анамнеза, ознакомление с медицинскими документами, консультирование).

- Реализация индивидуальной программы предоставления комплексной психолого-педагогической услуги и индивидуальной программы сопровождения семьи с ребенком с РАС, признаками РАС.

- Разработка индивидуального коррекционного маршрута для ребенка с РАС в зависимости от степени тяжести заболевания, проведение коррекционных занятий с ребенком (по индивидуальному коррекционному маршруту).

- Проведение промежуточной диагностики и мониторинга с целью корректировки дальнейших действий в отношении семьи.

- Поддержка семей на основе ранней диагностики, сопровождения, консультирования и обучения родителей приемам реабилитации в домашних условиях.

- Комплексная психолого-педагогическая, медико-социальная коррекционно-развивающая помощь детям раннего и дошкольного возраста, подросткам с РАС, признаками РАС.

- Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми. - Оказание помощи семьям с целью мобилизации их ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении; организация групп поддержки для семей с детьми с ОВЗ.

- Проведение групп поддержки семей, имеющих детей и подростков с РАС, в том числе с РАС (Школа эффективного родителя).

- Развитие у родителей компетентности в вопросах оптимального развития ребенка с РАС.

- Внедрение в работу инновационных технологий, направленных на реабилитацию ребенка с РАС и признаками РАС.

- Создание доступной среды и дружелюбного пространства для детей с РАС, признаками РАС.

4.2. Информационное:

- Консультирование семей с детьми и подростков с ОВЗ, в том числе детей с РАС, по вопросам развития коммуникативных навыков, познавательных процессов, использования методов альтернативной коммуникации, организации развивающего пространства в естественной среде.

- Организация групп родительской взаимной поддержки (Школа эффективного родителя).

- Разработка рекомендаций и памяток и буклетов для родителей.

- Проведение дней распространения информации по проблеме аутизма.

- Организация для родителей консультаций узких специалистов.

4.3. Профилактическое:

- Максимально ранняя диагностика отклонений в развитии детей.

- Информирование родителей о важности раннего вмешательства и ранней коррекции аутистических проявлений.

- Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с РАС.

 

5. Критерии оценки эффективности помощи семьям с детьми с РАС, признаками РАС

- социализация детей с РАС, с признаками РАС, снижение аутистических проявлений;

- стабилизация семейной ситуации;

- приобретение родителями практических навыков развивающей работы с ребенком, установление и развитие эмоционального контакта ребенка с родителем;

- повышение уровня родительской компетенции в вопросах развития ребенка с РАС, признаками РАС
 

1.2 Правовой навигатор

- Международное законодательство

- Нормативно-правовые документы РФ

- Нормативно-правовые документы Республики Тыва

 

1.3 Образовательный навигатор

Реестр образовательных организаций на базе, которых созданы стажировочные площадки для распространения эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с признаками РАС и с РАС:

- ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла

- МБОУ СОШ №14 г. Кызыла

- ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ»

- МБДОУ «Детский сад №4 г. Кызыла»

- МАДОУ «Детский сад №15 г. Кызыла»

- МБДОУ «Детский сад №40 г. Кызыла»

- МБДОУ «Детский сад №23 компенсирующего вида г. Кызыла».

 

1.4 Региональные исполнители комплекса мер

- Министерство образования и науки Республики Тыва (ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования»)

- ПМПК Департамента образования мэрии г. Кызыла, ОО, ДОУ г. Кызыла

- Министерство здравоохранения Республики Тыва (Центр психического здоровья Республиканской психиатрической больницы, Центр восстановительной медицины)

- Министерство труда и социальной политики Республики Тыва

- Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва

  1.  

1.5 Семейный навигатор

Родителям детей с РАС

  1.  

1.6 Сопровождение детей с РАС

Информационно-методические материалы

При обращении родителей (законных представителей) детей с РАС, признаками РАС учреждением:

- проводится обследование условий жизнедеятельности семьи;

- организуется предварительная работа по изучению документов ребенка с РАС, признаками РАС (заключения психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, медицинских документов и т. д.);

- проводится комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;

- проводится оценка индивидуальной потребности семьи в комплексной психолого-педагогической услуге.

Детям с РАС, признаками РАС с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды комплексной психолого-педагогических услуги:

- коррекционные занятия с учителем-дефектологом;

- коррекционные занятия с учителем-логопедом;

- коррекционные занятия с педагогом-психологом;

- коррекционные занятия с социальным педагогом.

Для желающих предоставляется курс коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 21 день.

 

1.7 Консультации.

Запись на консультацию по тел.: 3-41-10

График работы: Пн-Чт: 9.00-18.00

Пт: 9.00-13.00

Обеденный перерыв: 13.00-14.00

Порядок записи на курс коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС и с признаками РАС по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка.