РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Главная » Файлы » Мои файлы

Отчет Ресурсного центра по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками РАС и РАС, и
29.06.2018, 12:00

Отчет Ресурсного центра

по организации комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям группы риска с признаками РАС и РАС, их семьям в Республике Тыва

 

В целях реализации комплекса мероприятий по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра для повышения доступности оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» создан Ресурсный центр.

Разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Ресурсного центра:

- Положение Ресурсного центра, утвержденное приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 21 декабря 2017 года № 1353-д.

- Порядок предоставления комплексной психолого-педагогической услуги детям с РАС, детям группы риска с признаками РАС и их семьям, утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва от

С 27 по 30 ноября 2017 года 2 специалиста РЦДК прошли курсы повышения квалификации на базе стажировочной площадки ГАУ СО НСО Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» по направлению «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра». В рамках стажировочной площадки посетили учреждения образования и социального обслуживания г. Новосибирска и Новосибирской области такие, как ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер», МБОУ СОШ «Перспектива», ГАУ СУ СО «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», Региональный ресурсный центр «Семья и дети».

На базе РЦДК с 12 по 13 декабря для 13 специалистов образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья организован обучающий семинар по темам «Модель оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим в условиях дома-интерната и семейных заездов», «Прикладной анализ поведения в составе комплексной реабилитации детей с РАС», «Современные технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС (альтернативная и дополнительная коммуникация, сенсорная интеграция, музыкальная терапия и др.)». С 30 по 31 мая 2018 года на базе ГБОУ РТ «»СОШ №10 г. Кызыла для детей с ОВЗ» и ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» также проведен обучающий семинар «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра» для 92 педагога образовательных организаций республики. В рамках семинара проведены экскурсии по Ресурсному центру по организации комплексной психолого-педагогической помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС и образовательным организациям г. Кызыла – средние общеобразовательные школы № 10, 14 и дошкольные образовательные организации № 23,40.

Также для родителей, детей с РАС и специалистов служб сопровождения проведен обучающий семинар «Коммуникативная система обмена изображениями РЕСS».

Для организации деятельности Ресурсного центра проведен мониторинг детей из числа детей, прошедших психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК в 2017 году. Так, численность детей с выявленным диагнозом РАС на конец 2017 года составила 46 детей, на первое полугодие 2018 года – 52 ребенка, с признаками РАС – 231 детей. Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации ребенка-инвалида 46 детям с РАС разработаны перечни мероприятий по психолого-медико-педагогическому сопровождению в образовательной организации. Для 39 детей обучающихся в образовательных организациях разработаны адаптированные образовательные программы, 7 детям с РАС определены варианты адаптированных образовательных программ обучающимся 1 и 2 классов по ФГОС с ОВЗ.

Межведомственное взаимодействие по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с РАС между ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва» и РПМПК при ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» осуществляется в соответствии с соглашением о межведомственном информационном взаимодействии от 07 ноября 2014 года и регламентом взаимодействия детской психиатрической, педиатрической служб, психолого-медико-педагогической комиссии Республики Тыва от 09.10.2015 года № 1159/1089-д.

В целях создания единой базы данных детей с РАС и с признаками РАС дошкольного и школьного возраста, получающих образовательные услуги Республиканской психолого-медико-педагогической комиссией при ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» и Психолого-медико-педагогической комиссией Департамента по образованию мэрии г. Кызыла подписано соглашение о взаимодействии.

На основании договоров о сотрудничестве между Психолого-медико-педагогическими комиссиями и психолого-медико-педагогическими консилиумами для каждого ребенка с ОВЗ, в том числе с РАС, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, характеризующий особенности его обучения и развития. Выделение вариативных образовательных маршрутов базируется на понимании особенностей организации индивидуализации и дифференциации обучения. Обосновывая целесообразность вариативных образовательных маршрутов, учитывается индивидуальность учащихся проявляющихся во время учебного процесса.

Родителям детей с РАС оказывается психолого-педагогическая помощь путем индивидуального и семейного консультирования, проводится мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей с РАС, оказание им комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи, оценка качества и результативности предоставляемой помощи.

Таким образом, со второго полугодия 2018 года на базе Ресурсного центра для детей с признаками РАС и с РАС будут организованы коррекционно-развивающие занятия.

За счет средств Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в 2017 году для Ресурсного центра приобретены:

- программно-методические, видео материалы, электронно-образовательные ресурсы и специализированная литература, в том числе: (методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 1, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.), комплект № 2 для возраста 4-7 лет, воздушно-пузырьковые стеновые панели, "ЧУДО-планшет КОЛИБРИ+" с 16 подсветками, мини-планшет световой (для песочной анимации), "ЧУДО-стол УЧИТЕЛЬСКИЙ", учительский световой стол (для песочной анимации), "логопедический" тренажер, зеркало индивидуальное антивандальное акриловое для логопедических занятий, светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длинна, говорящее логопедическое зеркало (60 секунд записи), метроном для логопедических занятий, зеркало для обследования ротовой полости, цветное, спирометр детский тренировочный, жилет "Глубокого давления "для детей аутистов, кварцевый стерилизатор логопедических инструментов, полный оригинальный комплект оборудования Баламетрикс (доска Бельгоу+оборудование), набор из 12 развивающих Монтессори материалов (комплект можно разделить на 3 основные категории: комплект со штырьками; комплект с пазами; комплект с плоскостными пазами), бегемотик логопедический "Жу-жа", игрушка бубен деревянный, кукольный пальчиковый театр Красная шапочка, кукольный театр "Волк и лиса", кукольный театр "Козлята и волк", кукольный театр "Курочка Ряба", обезьянка логопедическая "Чича", пальчиковый кукольный театр Три поросенка, собачка логопедическая "Пес Барбос", «Английские" прищепки для развития мелкой моторики у детей "Пес Барбос".

- диагностические методики, в том числе компьютерные, в том числе: диагностический комплект Семаго М.М, электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» с целью организации диагностико-коррекционной работы по устранению тяжелых нарушений речи у детей с РАС и признаками.

- реабилитационное оборудование, в том числе: комплект оборудования для сенсорной комнаты (БОС для коррекции психоэмоционального состояния), комфорт – программно-индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров и коррекции психоэмоционального состояния методом БОС, экватор – программно-индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре методом БОС, волна – программно-индикаторный комплекс для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции методом БОС, тренажер Гросса для реабилитации детей с ДЦП, ко-терапевтические системы «Келли», зеркало Гизелла (Шпион), мат настенный, Музыкальное кресло-подушка, тактильная панель «Страна Монтессори», конструктор Fun Blocks, стол-мозаика.

- диагностические методики, в том числе компьютерные, в том числе: методика автоматизированного исследования индивидуального латерального профиля (с 8 лет и старше), методика развития и коррекции пространственного мышления "Игры с тенями".

- специализированное оборудование для учебных и производственных классов (кабинетов) и мастерских, в том числе: психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет. (Методика Е. А. Стребелевой).

- программные средства, в том числе: программа для ЭВМ: интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова с 16 лет, программный психодиагностический комплекс «Люнисо: Функциональные пробы».

В целях реализации специальных социально ориентированных программ: подготовки к общественно полезному труду, самообслуживанию, формированию социально-коммуникативных навыков на базе Ресурсного центра создана тренировочная комната. На оснащение данной комнаты за счет средств Фонда приобретены бытовое оборудование и инвентарь, в том числе: электроплита, утюг, пылесос, посудомоечная машина, микроволновая печь, кухонный комбайн. Специалистами стажировочных площадок – ГБОУ СОШ №10 для детей с ОВЗ, МБОУ СОШ №14 Г. Кызыла разрабатываются программы профориентации для детей с РАС.

За счет собственных средств обеспечены условия для создания тренировочной комнаты: побелка, покраска, наклейка обоев. В тренировочной комнате будут проводиться занятия для детей дошкольного, школьного возраста.

Через средства массовой информации: теле-, радиокомпании, (в том числе на тувинском языке), сайт образовательной организации для населения организованы публикации по актуальным информациям для специалистов и родителей об особенностях и проблемах детей с РАС, о методиках и технологиях взаимодействия с детьми с РАС и признаками РАС, о возможности получения ими комплексной помощи в воспитании детей с РАС, формировании в обществе толерантного отношения к детям.

В целях обеспечения условий проведения профориентационных мероприятий и первичного профессионального образования для детей с РАС в условиях школы от 12 до 18 лет рабочей группой, в которую входят специалисты Ресурсного центра, ПМПК департамента по образованию мэрии г. Кызыла и ПМПк образовательных организаций г. Кызыла разрабатывается программа профессиональной ориентации обучающихся аутистического спектра, комплексная программа социальной адаптации подростков с РАС на базе образовательных организаций и организаций соцзащиты.

Специалистами Ресурсного центра на июль 2018 года запланирован обучающий семинар для родителей, детей с РАС и специалистов служб сопровождения «Коммуникативная система обмена изображениями РЕСS».

В 2018 году продолжится реализация Комплекса мероприятий по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра.

Категория: Мои файлы | Добавил: ays
Просмотров: 51 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1