РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Главная » Файлы » Мои файлы

ПОЛУГОДОВОЙ/ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАС
[ Скачать с сервера (224.5 Kb) ] 08.05.2018, 10:08

ПОЛУГОДОВОЙ/ ИТОГОВЫЙ отчет о ХОДЕ реализации КОМПЛЕКСА МЕР

 

по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра в Республике Тыва

на сентябрь 2017г.-2018г.

Отчётный период: с «01» сентября 2017г. по «31» декабря 2017г.

  1. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МЕРОПРИЯТИЯМ КОМПЛЕКСА МЕР, ПРОВЕДЕННОЙ В ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

 

  1. Описание деятельности по каждому мероприятию в разрезе задач

 

Раздел I. Организационно-нормативные основы реализации межведомственного плана действий с РАС и признаками РАС в Республике Тыва

1.1. Создание и осуществление деятельности межведомственной рабочей группы по развитию региональной системы комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) и признаками РАС.

В целях реализации комплекса мероприятий по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра в Республике Тыва на сентябрь 2017г.-2018г. (далее – Комплекс мероприятий) организована деятельность межведомственной рабочей группы.

Разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим:

- Приказ о создании межведомственной рабочей группы с утвержденным составом;

- Положение о межведомственной рабочей группе;

- Порядок о межведомственном взаимодействии по вопросам реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей аутистического спектра (ОВЗ) на территории Республики Тыва;

- Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и детей с расстройствами аутистического спектра (ОВЗ).

 

    1. Анализ существующего федерального и регионального опыта оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи (далее комплексной помощи) детям с РАС: данные по детям с РАС в регионе на текущий момент; имеющиеся региональные практики оказания комплексной помощи детям с РАС; мониторинг потребности семей с детьми с РАС; нормативно-правовые акты; региональные межведомственные планы.

С целью выявления детей с признаками РАС и с РАС и анализа регионального опыта по оказанию комплексной помощи детям Центром психического здоровья детей и подростков ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» (далее - ЦПЗДиП) проводится мониторинг оценки качества оказания комплексной помощи детям с признаками РАС и с РАС для создания банка данных детей с расстройствами аутистического спектра и с признаками РАС.

По данным ЦПЗДиП на учете у детского психиатра состоят 46 детей и подростков, страдающих расстройствами аутистического спектра, из них от 6 - 14 лет - 39 детей, от 15-17 лет - 7 подростков. Проживают в г. Кызыле 37 детей, в кожуунах 9 человек. Все являются детьми-инвалидами.

Медицинские услуги детям, страдающим расстройством аутистического спектра осуществляется согласно «Стандартам первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 30н.

По вышеуказанному стандарту осуществляется первичный консультативный прием, повторный прием, лабораторные, инструментальные методы исследования, медико-логопедические методы исследования, динамическое наблюдение и уход, лечение с определенной периодичностью.

Динамическое наблюдение и поддерживающее лечение проводится ежемесячно. Немедикаментозные методы профилактики и медицинской реабилитации (психологическая адаптация, терапия средой, арт-терапия, психологическая коррекция, процедуры двигательного праксиса, процедуры по адаптации к условиям микросреды и макросреды) проводятся с периодичностью 1 раз в полгода.

График приема детей в ЦПЗДиП составлен с учетом того, что данные дети и их родители не пересекаются с детьми, страдающими другими психическими расстройствами и со здоровыми детьми. Прием ведется еженедельно по пятницам с 8:15 до 15:00 часов. Кроме того, ежемесячно в последнюю пятницу месяца проводятся школы для родителей детей, страдающих аутизмом. Решаются организационные вопросы с приглашением специалистов, включенных в систему комплексной помощи детям с РАС (педагоги, специалисты социальных учреждений, медико-социальных экспертных бюро), проводятся лекции, беседы, тренинги психологической направленности. С детьми проводятся различные развивающие игровые, спортивные и творческие мероприятия, конкурсы рисунков, подделок.

По данным ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» и ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла в отчетный период выявлено 65 детей с признаками РАС и РАС. По результатам психолого-медико-педагогического обследования детей родителям (законным представителям) даны рекомендации по обучению и воспитанию детей, по составлению индивидуального образовательного маршрута. Согласно ИПРА 46 детям-инвалидам с РАС разработаны перечни мероприятий по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Все дети получают помощь по индивидуальным программам социальных услуг и сопровождаются в организациях социального обслуживания. Для детей обучающихся и воспитывающихся в образовательных организациях разработаны адаптированные образовательные программы.

В целом по республике по состоянию на 29 декабря 2017 года численность детей с РАС и с признаками РАС составляет 165 детей.

 

1.3. Анализ ключевых условий для осуществления комплексной помощи детям с РАС (кадры, финансовое и материально-техническое обеспечение, межведомственное взаимодействие).

В республике все еще остается проблема в обеспечении квалифицированными кадрами (дефектологи, тьюторы, массажисты, врачи ЛФК) по сопровождению детей с РАС и их семей в отдаленных и труднодоступных районах. По результатам мониторинга потребностей семей, имеющих детей с РАС выявлена потребность в дополнительном правовом регулировании защиты прав и интересов детей с аутизмом.

В связи с этим определены направления работы комплексной помощи детям с РАС на 2018 год:

- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих комплексную помощь детям с РАС и семьям их воспитывающим;

- повышение информированности и правовой компетенции родителей, организация эффективного диалога представителей местной власти и родительского сообщества.

Аналитические материалы по результатам проведенных мероприятий размещены на сайте Министерства образования и науки Республики Тыва и на сайтах организаций разной ведомственной принадлежности, включенных в Комплекс мероприятий.

 

1.4. Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения, образования и науки, социальной защиты по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

Составлен региональный перечень государственных, медицинских, образовательных организаций и порядок предоставления государственных услуг детям с РАС и их родителям, порядок межведомственного взаимодействия ПМПК, МСЭ, ВК, организаций, включенных в систему комплексной помощи детям с РАС, которые размещены на сайте Минобрнауки РТ.

 

1.5. Организация повышения квалификации, обучения и стажировки специалистов на базе стажировочной площадки - государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (для лиц с дефектами умственного и физического развития).

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд) на сумму 28 500 рублей специалисты РЦДК с 27 по 30 ноября 2017 года прошли курсы повышения квалификации на базе стажировочной площадки ГАУ СО НСО Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» по направлению «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра». В рамках стажировочной площадки посетили учреждения образования и социального обслуживания г. Новосибирска и Новосибирской области такие, как ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер», МБОУ СОШ «Перспектива», ГАУ СУ СО «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», Региональный ресурсный центр «Семья и дети».

 

1.6. Проведение обучающего семинара специалистами, прошедшими повышение квалификации, обучение и стажировки на базе стажировочной площадки государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (для лиц с дефектами умственного и физического развития).

На базе РЦДК с 12 по 13 декабря для 13 специалистов образовательных организаций организован обучающий семинар по темам «Модель оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим в условиях дома-интерната и семейных заездов», «Прикладной анализ поведения в составе комплексной реабилитации детей с РАС», «Современные технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС (альтернативная и дополнительная коммуникация, сенсорная интеграция, музыкальная терапия и др.)».

 

1.7. Создание стажировочных площадок по распространению эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с РАС, их подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Во исполнение межведомственного приказа Минобрнауки РТ от 02.08.2018г. № 840-д, Минтруда РТ от 11.08.2017 г. № 313, Минздрава РТ от 11.08.2017г. № 936 на базе ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница», ГБУЗ РТ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации», ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования», ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла, ГБОУ РТ «СОШ №10 для детей с ОВЗ», МБДОУ «Детский сад № 4 г. Кызыла», МАДОУ «Детский сад № 15» г. Кызыла созданы стажировочные площадки по распространению эффективных технологий в сфере оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим.

 

1.8. Создание регионального межведомственного информационного банка данных по детям с РАС и семьям, их воспитывающим. Разработка показателей статистических данных, характеризующих состояние региональной системы комплексной помощи детям с РАС. Обеспечение доступности и эффективности функционирования информационного банка данных для внутриотраслевого и межведомственного пользования.

В целях создания единой базы данных детей с РАС и с признаками РАС разработано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Минобрнауки РТ, Минздрава РТ и Минтруда РТ в рамках оказания комплексной медико-психолого-социальной помощи детям, имеющим особенности развития и семьям. В настоящее время соглашение проходит процедуры согласования заинтересованных ведомств.

 

1.9. Организация деятельности центров ранней помощи, структурных подразделений ПМПК и общеобразовательных организаций, реализующих разные виды программ по выявлению, диагностике и организации медико-социально-педагогической коррекции детям с РАС и признаками РАС.

Для организации деятельности центров ранней помощи, структурных подразделений ПМПК и общеобразовательных организаций, реализующих разные виды программ по выявлению, диагностике и организации медико-социально-педагогической коррекции детям с РАС и признаками РАС за счет средств Фонда приобретены:

МБДОУ компенсирующего вида "Детский сад № 23 города Кызыла Республики Тыва", МАДОУ комбинированного вида "детский сад" № 40 г. Кызыла Республики Тыва

- реабалитационное оборудование, в том числе: набор № 1 «Аутизм», набор музыкальных игрушек на развитие хватательного рефлекса и причинно-следственных связей, развитие причинно-следственных связей; сидение-подушка для педагога, сидение-подушка для малыша; массажер-хомут на пульте управления для снятия напряжения и восстановления кровообращения с функцией прогрева мышц; говорящие книги; развитие ослабленного зрения: светомузыкальные, игрушки, со световым и звуковым эффектом, игрушки-повторюшки; утяжеленный плед для аутиста; корзина для хранения игрушек, логопедический тренажер "Дэльфа-142.1", версия 2.1.

МБДОУ "Детский сад №14 г. Кызыла Республики Тыва"

- программно-методические, видео материалы, электронно-образовательные ресурсы и специализированная литература, в том числе: методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 1, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.), комплект № 2 для возраста 4-7 лет, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребеловой Е.А) комплект № 1 для возраста 2-3 года, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 2 для возраста 4-7 лет, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 2 для возраста 4-7 лет.

- реабилитационное оборудование, в том числе: набор № 1 «Аутизм», набор музыкальных игрушек на развитие хватательного рефлекса и причинно-следственных связей; сидение-подушка для педагога, сидение-подушка для малыша; массажер-хомут на пульте управления для снятия напряжения и восстановления кровообращения с функцией прогрева мышц; говорящие книги; развитие ослабленного зрения: светомузыкальные, игрушки, со световым и звуковым эффектом, игрушки-повторюшки; утяжеленный плед для аутиста; корзина для хранения игрушек, воздушно-пузырьковые стеновые панели (размер 1500мм х 800 мм, объем панели 14 л.), кресло для релаксации "Пингвин», рисование песком, столы для рисования песком, "ЧУДО-планшет КОЛИБРИ+" с 16 подсветками, мини-планшет световой (для песочной анимации), "ЧУДО-стол УЧИТЕЛЬСКИЙ", учительский световой стол (для песочной анимации), "логопедический" тренажер, зеркало индивидуальное антивандальное акриловое для логопедических занятий, светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длинна, говорящее логопедическое зеркало (60 секунд записи), метроном для логопедических занятий, зеркало для обследования ротовой полости, цветное, устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха, трубка для развития артикуляционного аппарата и обучения жеванию, размер средний, спирометр детский тренировочный, жилет "Глубокого давления "для детей аутистов, кварцевый стерилизатор логопедических инструментов, бокс для "замачивания" логопедических зондов, аламинол-препарат для дезинфекции логопедических зондов и инструмента, концентрированный(1 л), полный оригинальный комплекс оборудования Баламетрикс (доска Бельгоу+оборудование), логопедический тренажер "Дэльфа-142.1", версия 2.1.

- игровое оборудование и инвентарь, в том числе: набор из 12 развивающих Монтессори материалов (комплект можно разделить на 3 основные категории: - комплект со штырьками; - комплект с пазами; - комплект с плоскостными пазами), бегемотик логопедический "Жу-жа", игрушка бубен деревянный, кукольный пальчиковый театр Красная шапочка, кукольный театр "Волк и лиса", кукольный театр "Козлята и волк", кукольный театр "Курочка Ряба", обезьянка логопедическая "Чича", пальчиковый кукольный театр «Три поросенка», собачка логопедическая "Пес Барбос", «Английские» прищепки для развития мелкой моторики у детей 30 штук "Пес Барбос".

- диагностические методики, в том числе компьютерные, в том числе: диагностический комплект Семаго М.М, электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» для диагностико-коррекционной работы по устранению тяжелых нарушений речи у детей с РАС и признаками РАС.

ГБОУ РТ «Средняя общеобразовательная школа № 10 для детей с ОВЗ»

- программно-методические, видео материалы, в том числе: Методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 1, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 2 для возраста 4-7 лет, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребеловой Е.А) комплект №1 для возраста 2-3 года, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект №2 для возраста 4-7 лет.

- реабилитационное оборудование, в том числе: набор № 1 «Аутизм», набор музыкальных игрушек на развитие хватательного рефлекса и причинно-следственных связей; сидение-подушка для педагога, сидение-подушка для малыша; массажер-хомут на пульте управления для снятия напряжения и восстановления кровообращения с функцией прогрева мышц; говорящие книги; развитие ослабленного зрения: светомузыкальные, игрушки, со световым и звуковым эффектом, игрушки-повторюшки; утяжеленный плед для аутиста; корзина для хранения игрушек, воздушно-пузырьковые стеновые панели (размер 1500мм х 800 мм, объем панели 14 л.), волшебный лес, магнитная игра для путешествий, кресло для релаксации "Курочка», рисование песком, столы для рисования песком, "ЧУДО-планшет КОЛИБРИ+" с 16 подсветками, мини-планшет световой (для песочной анимации), "ЧУДО-стол УЧИТЕЛЬСКИЙ". учительский световой стол (для песочной анимации), "логопедический" тренажер, зеркало индивидуальное антивандальное акриловое для логопедических занятий, светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длинна, говорящее логопедическое зеркало (60 секунд записи), метроном для логопедических занятий, зеркало для обследования ротовой полости, цветное, устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слух, трубка для развития артикуляционного аппарата и обучения жеванию, спирометр детский тренировочный, жилет "Глубокого давления "для детей аутистов, кварцевый стерилизатор логопедических инструментов, бокс для "замачивания" логопедических зондов, аламинол-препарат для дезинфекции логопедических зондов и инструмента, концентрированный (1 л), полный оригинальный комплект оборудования Баламетрикс (доска Бельгоу+оборудование), логопедический тренажер "Дэльфа-142.1", версия 2.1.

- игровое оборудование и инвентарь, в том числе: набор из 12 развивающих Монтессори материалов (комплект можно разделить на 3 основные категории: комплект со штырьками; комплект с пазами; комплект с плоскостными пазами), бегемотик логопедический "Жу-жа", игрушка бубен деревянный, кукольный пальчиковый театр «Красная шапочка», кукольный театр "Волк и лиса", кукольный театр "Козлята и волк", кукольный театр "Курочка Ряба", обезьянка логопедическая "Чича", пальчиковый кукольный театр «Три поросенка», собачка логопедическая "Пес Барбос", «Английские» прищепки для развития мелкой моторики у детей 30 штук "Пес Барбос".

- диагностические методики, в том числе компьютерные, в том числе: диагностический комплект Семаго М.М, электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» для диагностико-коррекционной работы по устранению тяжелых нарушений речи у детей с РАС и признаками.

 

1.10. Создание перечня организаций разной ведомственной принадлежности и некоммерческих организаций, оказывающих медицинские, социальные и образовательные услуги детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

Сформирован перечень организаций по оказанию комплексной помощи детям с РАС, который будет дополнен в 2018 году.

 

1.11. Создание и функционирование республиканского ресурсного центра для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с РАС.

С целью повышения доступности оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и с признаками РАС на базе ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» (далее - РЦДК) создан Ресурсный центр. Разработано положение Ресурсного центра, утвержденное приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 21 декабря 2017 года № 1353-д.

Для организации деятельности Ресурсного центра проведен мониторинг детей из числа детей, прошедших психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК в 2017 году. Так, численность детей с выявленным диагнозом РАС на конец 2017 года составила 46 детей, с признаками РАС – 119 детей. Родителям детей с РАС оказывается социально-психологическая помощь путем индивидуального и семейного консультирования, проводится мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей с РАС, оказание им комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи, оценка качества и результативности предоставляемой помощи. Также по результатам комплексного обследования разрабатывается перечень мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательной организации. Таким образом, в 2018 году на базе Ресурсного центра для детей с признаками РАС и с РАС будут организованы коррекционно-развивающие занятия.

Также за счет средств Фонда в 2017 году для Ресурсного центра приобретены:

 программно-методические, видео материалы, электронно-образовательные ресурсы и специализированная литература, в том числе: (методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.) комплект № 1, методика исследования интеллекта ребенка (чемодан Стребелевой Е.А.), комплект № 2 для возраста 4-7 лет, воздушно-пузырьковые стеновые панели, "ЧУДО-планшет КОЛИБРИ+" с 16 подсветками, мини-планшет световой (для песочной анимации), "ЧУДО-стол УЧИТЕЛЬСКИЙ", учительский световой стол (для песочной анимации), "логопедический" тренажер, зеркало индивидуальное антивандальное акриловое для логопедических занятий, светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длинна, говорящее логопедическое зеркало (60 секунд записи), метроном для логопедических занятий, зеркало для обследования ротовой полости, цветное, спирометр детский тренировочный, жилет "Глубокого давления "для детей аутистов, кварцевый стерилизатор логопедических инструментов, полный оригинальный комплект оборудования Баламетрикс (доска Бельгоу+оборудование), набор из 12 развивающих Монтессори материалов (комплект можно разделить на 3 основные категории: комплект со штырьками; комплект с пазами; комплект с плоскостными пазами), бегемотик логопедический "Жу-жа", игрушка бубен деревянный, кукольный пальчиковый театр Красная шапочка, кукольный театр "Волк и лиса", кукольный театр "Козлята и волк", кукольный театр "Курочка Ряба", обезьянка логопедическая "Чича", пальчиковый кукольный театр Три поросенка, собачка логопедическая "Пес Барбос", «Английские" прищепки для развития мелкой моторики у детей "Пес Барбос".

 диагностические методики, в том числе компьютерные, в том числе: диагностический комплект Семаго М.М, электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» с целью организации диагностико-коррекционной работы по устранению тяжелых нарушений речи у детей с РАС и признаками.

 реабилитационное оборудование, в том числе: комплект оборудования для сенсорной комнаты (БОС для коррекции психоэмоционального состояния), комфорт – программно-индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по комплексу параметров и коррекции психоэмоционального состояния методом БОС, экватор – программно-индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции по периферической температуре методом БОС, волна – программно-индикаторный комплекс для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции методом БОС, тренажер Гросса для реабилитации детей с ДЦП, ко-терапевтические системы «Келли», зеркало Гизелла (Шпион), мат настенный, Музыкальное кресло-подушка, тактильная панель «Страна Монтессори», конструктор Fun Blocks, стол-мозаика.

 диагностические методики, в том числе компьютерные, в том числе: методика автоматизированного исследования индивидуального латерального профиля (с 8 лет и старше), методика развития и коррекции пространственного мышления "Игры с тенями".

 специализированное оборудование для учебных и производственных классов (кабинетов) и мастерских, в том числе: психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет. (Методика Е. А. Стребелевой).

 программные средства, в том числе: программа для ЭВМ: интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова с 16 лет, программный психодиагностический комплекс «Люнисо: Функциональные пробы».

 

1.12. Организация сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих реализацию межведомственного плана.

С начала реализации Комплекса мер организовано сетевое взаимодействие организаций, оказывающих помощь детям с аутизмом. В данную сеть входят ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница», ГБУЗ РТ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации», ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования», ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла.

Для специалистов образовательных организаций по вопросам оказания помощи детям с РАС проведены 3 методических семинара, 2 совещания, 1 «круглый стол». 15 специалистов получили знания на семинаре по оказанию ранней помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим, среди них: дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги. Для родителей проведены школы «Дети дождя», «Не такой как все», «Школа взаимопомощи».

 

1.13. Организация и осуществление в Республике Тыва комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, по следующим направлениям: выявление, диагностика детей группы риска по РАС. Оказание ранней помощи детям с РАС в соответствии с основными положениями Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации; реализация индивидуального образовательного маршрута детей (ребенка) с РАС; подготовка детей с расстройствами аутистического спектра к самостоятельной жизни в обществе; оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра.

В рамках апробации технологий комплексной помощи детям с РАС и признаками РАС на базе 6 образовательных организаций диагностику прошли 236 детей. Так численность детей с впервые выявленными признаками РАС на конец 2017 года составила 65 человек. Разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми с РАС.

 

1.14. Организация и проведение в Республике Тыва мониторинга оценки качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

Входной мониторинг оценки качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим в учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь выявил, что учреждения не адаптированы для принятия детей-инвалидов с аутизмом, недостаток квалифицированных специалистов для оказания комплексной помощи, педагоги, в том числе учителя-логопеды, педагоги-психологи не имеют специальной подготовки для работы с детьми с РАС, педагоги не умеют составлять индивидуальные образовательные планы для учащихся с РАС, несвоевременность медико-социальной реабилитации, рассогласованность в действиях профильных ведомств, малая доступность публичных социальных услуг, отсутствие системы развития навыков социально-бытовой ориентации, подготовка к профессиональной деятельности с учетом особенностей учащихся с РАС, что снижает для людей с РАС возможность получения в дальнейшем профессии и выполнения социально значимой роли в обществе.

 

1.15. Информационное обеспечение развития республиканской системы комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим: информационно-просветительская деятельность с родителями детей с РАС; информационно-методическое обеспечение специалистов разной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь детям с РАС.

Обеспечена публичная доступность информационных ресурсов по вопросам оказания комплексной помощи детям с РАС на сайтах стажировочных площадок.

Через средства массовой информации (теле-, радиокомпании (в том числе на тувинском языке), сайты образовательных организаций) за счет средств республиканского бюджета на сумму 200 000 рублей для населения организованы публикации по актуальным информациям для специалистов и родителей об особенностях и проблемах детей с РАС, о методиках и технологиях взаимодействия с детьми с РАС и признаками РАС, о возможности получения ими комплексной помощи в воспитании детей с РАС, формировании в обществе толерантного отношения к детям.

 

Раздел II. Оказание ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра

2.1. Проведение скрининга для выявления детей группы риска по расстройствам аутистического спектра (до 3-х лет).

Специалистами ГБУЗ РТ «Респсихбольница», ГБУЗ РТ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» и ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла проведен скрининг по выявлению детей группы риска по расстройствам аутистического спектра в возрасте от 1,5 до 3 лет. Результаты скрининга выявили, что у 25 детей отмечаются признаки РАС. Все дети включены в курс реабилитационных мероприятий.

 

2.2. Углубленная дифференциальная диагностика детей группы риска с 3-летнего возраста для постановки диагноза с использованием современных эффективных клинико-диагностических методик. Материально-техническое оснащение ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» в г. Кызыле и структурное подразделение в г.Ак-Довураке.

В отчетный период в реализации комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС в рамках комплекса мер приняло одно муниципальное образование – г. Кызыл.

В целях углубленной диагностики детей группы риска с 3-летнего возраста для постановки диагноза с использованием современных эффективных клинико-диагностических методик ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» приобретено компьютерное оборудование на 200 000 рублей из республиканского бюджета.

 

2.3. Осуществление ранней помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, в соответствии с республиканским перечнем государственных услуг.

В целях оказания ранней помощи детям с аутизмом организована деятельность служб ранней помощи в ПМПК, ДОУ № 4,23,15,40. Разработано Положение о Службе ранней помощи для детей с ОВЗ. 25 детей включены в мероприятия системы ранней помощи, прошли программу с использованием методов альтернативной коммуникации, сенсорной интеграции на базе МБДОУ № 23 г. Кызыла. Открыты группы кратковременного пребывания, обеспечивающие сопровождение детей с РАС и их родителей с использованием инновационных психолого-педагогических технологий на базе ДОУ № 4,23,15,40. Обучены технологиям альтернативной коммуникации, методам сенсорной интеграции на базе МБДОУ № 23 г. Кызыла 25 родителей.

 

2.4. Создание специализированных структурных подразделений в организациях здравоохранения, обеспечивающих раннюю медицинскую помощь детям с РАС. Обеспечение консультирования специалистов медицинских учреждений по вопросам ранней помощи.

Ранняя медицинская помощь детям с аутизмом обеспечивается в ГБУЗ РТ «Респсихбольница», ГБУЗ РТ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации». Специалистами вышеназванных учреждений проведены 2 обучающих мероприятия по вопросам ранней помощи специалистам иных учреждений здравоохранения.

 

2.5. Создание специализированных структурных подразделений, реабилитационных и абилитационных групп в организациях социального обслуживания, обеспечивающих раннюю помощь детям с РАС. Организация патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе детей с РАС.

На базе Центра психического здоровья детей и подростков и ГБУЗ РТ «Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации» организована работа по обеспечению ранней помощи детям с РАС и с признаками РАС. В мероприятия системы ранней помощи включены 25 детей. По результатам реабилитационных мероприятий в середине 2018 года планируется патронаж семей, состоящих на учете в Центрах с согласия родителей (законных представителей).

 

2.6. Обеспечение деятельности групп кратковременного пребывания в образовательных организациях, обеспечивающих раннюю психолого-педагогическую помощь детям с РАС.

Для обеспечения деятельности групп кратковременного пребывания в образовательных организациях, обеспечивающих раннюю психолого-педагогическую помощь детям с РАС за счет средств Фонда приобретены:

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 4 г. Кызыла

- компьютерная техника, в том числе: персональный компьютер с программным обеспечением.

- реабилитационное оборудование, в том числе: программно-аппаратные комплексы БОС, песочная терапия (световой стол для рисования песком), цветной песок для песочной терапии (16 цветов*2 кг.).

- игровое оборудование и инвентарь, в том числе: обучающий набор игр для детей с аутизмом. В набор входят: обучающий коммуникатор со съемными символами; игра «Крестики-нолики» для слабовидящих; настенный коммуникатор для детей с задержкой речевого развития; подушка с вибрацией; сенсомоторная труба; 7-уровневый конструктор-коммуникатор; настенное расписание уроков; утяжеленный коврик; массажер с настройкой режима вибрации и мягкой щёткой-насадкой на эргономичной рукоятке; массажёр Twisty; говорящий фотоальбом; большой таймер с часами , конструкторы Лего, многоуровневые логические лабиринты.

- программно-методические, видео материалы, электронно-образовательные ресурсы и специализированная литература, в том числе: чемодан для психологов Семаго (методическое руководство, диагностический альбом, цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена, методика "Предметная классификация", методика "Опосредованного запоминания", методика В.М. Когана, методика "Исключение предметов", методика "Кубики Коса", методика "Установление последовательности событий", тест "Рука", методика Контурный С.А.Т.-Н, методика "Эмоциональные лица", методика "СОМОР", цветовой тест отношений).

- мультимедийное оборудование, в том числе: проектор изображения с настенным экраном.

- оргтехника, в том числе: принтер.

МАДОУ Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва

- компьютерная техника, в том числе: персональный компьютер с программным обеспечением.

 

Раздел III. Реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с расстройствами аутистического спектра

 

3.1. Осуществление реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей РПМПК по ГБОУ РТ «РЦДК» и ПМПК Департамента по образованию мэрии г. Кызыла 7 детям с РАС определены варианты адаптированных образовательных программ обучающимся 1 и 2 классов по ФГОС с ОВЗ, остальные 39 детей обучаются по адаптированным основным образовательным программам ДОО и ОО.

 

3.2. Осуществление межведомственного взаимодействия врачебных комиссий (ВК), служб медико-социальной экспертизы (МСЭ) и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Межведомственное взаимодействие по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей с РАС между ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва» и РПМПК при ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» осуществляется в соответствии с соглашением о межведомственном информационном взаимодействии от 07 ноября 2014 года и регламентом взаимодействия детской психиатрической, педиатрической служб, психолого-медико-педагогической комиссии Республики Тыва от 09.10.2015 года № 1159/1089-д.

 

3.3. Создание единой базы данных психолого-медико-педагогических комиссий по контингенту детей с ОВЗ (РАС), получающих образовательные услуги - дошкольников, школьников.

В целях создания единой базы данных Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии при ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» и Психолого-медико-педагогической комиссии Департамента по образованию мэрии г. Кызыла подписано соглашение о взаимодействии, на основании которого формируется единая база данных по контингенту детей с ОВЗ (РАС) дошкольного и школьного возраста, получающих образовательные услуги.

 

3.4. Консультирование родителей на базе психолого-медико-педагогической комиссии по вопросам реализации индивидуального образовательного маршрута детей с РАС в образовательных организациях.

С сентября по декабрь в ГБОУ РТ «Республиканский центр диагностики и консультирования» и в ПМПК Департамента по образованию г. Кызыла из числа обследованных детей, детей с РАС и с признаками РАС выявлено 71 человек. По результатам психолого-медико-педагогического обследования детей родителям даны рекомендации по обучению и воспитанию детей с признаками РАС, детям-инвалидам согласно ИПРА разработаны перечни мероприятий по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации, что позволило увеличить число семей, информированных о возможностях реализации вариативного индивидуального образовательного маршрута.

 

3.5. Разработка и внедрение вариативных моделей индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС с учетом комплекса мер.

 

Наличие выстроенного взаимодействия по работе с детьми с РАС специалистами различного профиля обеспечивает системное сопровождение детей с РАС.

На основании договоров о сотрудничестве между Психолого-медико-педагогическими комиссиями и психолого-медико-педагогическими консилиумами для каждого ребенка с ОВЗ, в том числе с РАС, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, характеризующий особенности его обучения и развития. Выделение вариативных образовательных маршрутов базируется на понимании особенностей организации индивидуализации и дифференциации обучения. Обосновывая целесообразность вариативных образовательных маршрутов, учитывается индивидуальность учащихся проявляющихся во время учебного процесса.

Организованы постоянно действующие семинары для специалистов ПМПк образовательных организаций г. Кызыла по обучению технологии диагностики, разработки и проектирования адаптированных общеобразовательных программ дошкольного, начального, основного общего образования детей в очной, очно-заочной формах по индивидуальным учебным планам и маршрутам, а также для прохождения детьми с РАС и с признаками РАС ПМПК с целью установления статуса ребенка с ОВЗ, разработки специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Также в образовательных организациях г. Кызыла создаются условия обучения и воспитания детей с РАС, прежде всего, готовности педагогов к обучению этих детей.

Министерством образования и науки Республики Тыва, разработаны и утверждены региональные учебные планы для реализации вариативных моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе с РАС.

Категория: Мои файлы | Добавил: ays
Просмотров: 23 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0