РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Главная » Доска объявлений » МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ » Куулар Салбакай Опееновна

Социально-психологический тренинг как эффективный метод работы с родителями-опекунами
21.03.2013, 13:34
Социально-психологический тренинг как эффективный метод работы с родителями-опекунами
  Родители-опекуны, особая категория людей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи разного характера. В первую очередь, это люди, решившиеся стать опекунами, недостаточно осознавая всю сложность взаимодействия с опекаемыми детьми. Затем по мере накопления не разрешенных конфликтов и недопонимания, возможны ухудшения взаимоотношений в семье, которые сказываются в психо-эмоциональной, поведенческой сфере ребенка, в снижении его школьной успеваемости и адаптации в целом. Тем не менее, родители-опекуны до последнего стараются справиться с этими проблемами самостоятельно. В этом случае помощь психолога необходима и она не должна ограничиваться в виде консультации и просвещения.
   В нашей республике Министерством образования и науки совместно с ГАО ДПО (ПК) С «ТГИП» и ППК организованна «Школа опекунов». Именно сочетание лекционных часов, семинаров-практикумов и социально-психологических тренигов являются наиболее оптимальным вариантом повышения психолого-педагогической компетенции родителей-опекунов.
  Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. «Важнейшая задача – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно СВОИМИ, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя» Прудченков А.С. [2, с. 85]
  Социально-психологический тренинг способствует созданию благоприятного психологического климата в группах, предупреждению и преодолению конфликтов, коррекции личностного взаимодействия и общения. Среди часто используемых методов - ролевые игры и групповые дискуссии. [1, с. 17]
  Многие опекуны впервые принимали участие в такой форме работы и были весьма заинтересованы, были и апатичные участники, поэтому в зависимости от состава и эмоционального фона и мотивации группы, ведущему необходимо было вооружиться различными приемами и техниками из арсенала различных психотерапевтических направлений. Наличие участников разного пола всегда способствовало продуктивной работе группы. Особый интерес у родителей-опекунов вызывали техники трансактного анализа и психоанализа.
  На этапе установления контакта большинство участников указывают на родственные связи опекаемого ребенка (мой племянник, внук и т.д.). Встречаются опекуны и вовсе не связанные родственными узами с детьми, как правило, это родители-воспитатели и опекуны, средний возраст которого около 50 лет. В возрастной психологии этот возраст относится к истинно зрелому возрасту, когда кризисным является переживание чувства «потребности быть нужным», в обострении чувства одиночества, ненужности, а у женщин он связан с выходом на пенсию. Поэтому все внимание, заботу и ласку они готовы подарить еще не одному ребенку.
  Группу очень тронула история, когда одна из участниц рассказала, как только что взятый из школы-интерната ребенок уже к вечеру стал обращаться к ней «мама». Многие действительно искренне желают и готовы дать детям многое. И именно такая форма работы как социально-психологический тренинг дает всем участникам возможность общения, быть услышанными и понятыми.
  На первом этапе тренинговой работы основными задачами являются: снятие состояния психического дискомфорта, осознание позиции родителей-опекунов по отношению к себе, к приемному ребенку. Итогом проведения данного этапа является изменение образа приемного - ребенка как «принятие его таким, какой он есть», участники группы осознали первостепенную ценность самого ребенка, узнали возрастные новообразования и перестали фиксироваться на острых проявлениях возрастных кризов, научились понимать их и взаимодействовать.
  На втором этапе решались такие задачи, как реконструкция или формирование адекватных отношений в диаде «родитель-ребенок», «родитель-родитель», с целью дальнейшей адаптации и интеграции ребенка в семейную систему; помощь в распределении функциональных обязанностей, помощь в организации свободного времени ребенка, проводимого в семье. После окончания данного этапа было зарегистрировано изменение в позитивную сторону таких показателей как жизнедеятельность семейной системы, как: разобщенность семьи, неспособность членов семьи дополнять друг - друга и помогать друг - другу, доминирование негативно окрашенных эмоциональных состояний в ситуациях взаимодействия с ребенком и другими членами семьи.
  В третьем этапе ожидалось повышение психолого-педагогической грамотности и компетентности опекунов, повышение сензитивности к ребенку. С этой целью на тренинговых занятиях использовалось моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия родителей-опекунов с ребенком. Итогом проведенной работы являются следующие достижения: родители впервые смогли осознать возможность реализации имеющихся потенций развития опекаемого ребенка, они научились «видеть» даже самые незначительные достижения ребенка. Также, родители-опекуны при взаимодействии с ребенком стали использовать те приемы и методы, которые способствуют успехам в установлении адекватных взаимоотношений с окружающим миром. Все это, в свою очередь, стимулировало нарастание уверенности родителей-опекунов в своих силах, в способности что-то изменить, помочь опекаемому ребенку, в правильности выбранной воспитательской стратегии. [3, с. 60]
  Таким образом, одним из эффективных методов работы психологического сопровождения приемной семьи является метод социально-психологического тренинга и правильно организованная система психологической помощи.
 
Использованная литература:
  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.- 3-е изд., переработанное и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
  2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. И перераб. –М.: Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001-640 с.
  3. Пянькова И.В / Организация работы с родителями детей с отклонениями развития в условиях специализированного образовательного учреждения. / III Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья.-М.: Изд-во «Глобус», 2006-60с Материалы www.psi.webzone.ru
Добавил: ays | Контактное лицо: Куулар С. О.
Просмотров: 1430