РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Главная » Доска объявлений » МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧЕТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ » Дембирел Урана Дарыжыковна

В категории объявлений: 5
Показано объявлений: 5-5
Страницы: « 1 2 3 4 5


Сортировать по: Дате
  Семья- первая ступень овладения ребенком родным языком. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская депривация, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. [5, с 101]
  Часто родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом все исправится или не слышат недостатков речи детей.
  Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка или с поздним формированием речи, часто задают многочисленные вопросы: почему ребенок до 3-х лет не говорит или почему ребенок безграмотно пишет.
  Некоторые родители предъявляют к детям завышенные требования: стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и писать. Ошибки в чтении и письме приписывают лени или нежеланию учиться. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для них характерны нетерпеливость в процессе помощи ребенку, разочарование от его ошибок и неудач, непонимание его трудностей.
  Анализ причин возникновения различных нарушений у детей позволяет сделать вывод о том, что большинство из них являются следствием неблагополучного положения ребенка в семье.
  Родители, обращающиеся за помощью, очень разные по образованию, по благосостоянию, по культурному уровню.
  В «Центр диагностики и консультирования» обращаются в основном из неблагополучных семей.Семьи детей, которым оказывается психолого-педагогическая помощь, имеют следующие проблемы социального неблагополучия:
  • семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов;
  • семьи с недостаточным социально-бытовым уровнем жизни;
  • семьи с низким воспитательным потенциалом;неполные семьи;
  • опекунские семьи;
  Чаще всего, инициаторами обращения за оказанием помощи ребенку являются не родители (законные представители), а образовательные учреждения, учреждения здравоохранения.
  За логопедической помощью чаще всего обращаются родители заинтересованные, беспокоящиеся об успеваемости, о будущем своего ребенка и по направлению медико-социальной экспертизы при установлении или переосвидетельствования инвалидности.
  Обращаясь за консультацией, родители хотят, чтобы специалисты Центра помогли (научили говорить, исправили звукопроизношение, помогли рекомендациями, как исправить ошибки при письме).
   В Центр за консультацией обратились за три года 160 детей с речевыми патологиями.
  Подходящими формами организации работы учителей-логопедов Центра по взаимодействию с родителями являются индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, индивидуальные практические занятия с родителями и детьми.
  При первичном обращении выясняется, что часто дети наряду с серьезными проблемами в речи имеют сопутствующие неврологические нарушения: дизартрии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ММД. У них наблюдается сниженная работоспособность, слабость мнестических процессов, колебания внимания, слабая регуляция произвольной деятельности.
  Родители (законные представители) имеют право получить информацию о результатах обследования ребенка в доступной для их понимания форме.
  По результатам обследования речи ребёнка родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком.
   Основной формой работы специалистов с родителями является индивидуальное консультирование.
  При консультировании мы обращаем внимание, что родители часто не информированы о ранних органических поражениях ЦНС, о вышеназванных сопутствующих состояниях. Сообщение о результатах обследования может отвергаться родителями (приходя на консультацию, они не готовы принять факты, что у ребенка помимо речевого нарушения есть и другие отклонения в развитии). В таких случаях исключено давление на родителей, корректно подводим родителей к принятию и использованию информации в интересах ребенка. В отношении к родителям задача заключается в их информировании, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребенка. [1, с 31]
  Характерной особенностью большинства семей, обращающихся на консультацию, является отсутствие мотивации к обращению за помощью к специалистам. Поэтому важным направлением работы является установление доброжелательных отношений с родителями и аргументированное убеждение в необходимости оказания помощи их ребенку.
  Учитывая состояние родителей (растерянность, жалобы, поиски путей решения проблем), беседа строится по-разному:
-это может быть эмоциональная поддержка, сочувствие, особенно если речь идет о тяжелых нарушениях речи;
-объяснение причин такого состояния речи ребенка;
-составление плана дальнейших действий.

  По результатам обследования мы сообщаем родителям в доступной форме характер и возможные причины отклонений в развитии речи ребенка, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления данного дефекта и перспективы их исправления.
  При необходимости ребенок направляется для обследования к детскому неврологу, психиатру, при этом объясняем родителям, что без должного лечения положительного результата коррекционной работы добиться очень сложно, а чаще всего невозможно. Также, доводим до сведения родителей, что целенаправленная, систематизированная комплексная работа специалистов и осознанное и заинтересованное включение родителей в этот процесс- важнейший аспект повышения результативности коррекционной работы. Речь ребенка развивается, когда у него есть возможность постоянно общаться с любящими его людьми. [6, с 86]
  При выраженном семейном неблагополучии по асоциальному типу наши специалисты рекомендуют социальному педагогу образовательного учреждения обратиться с соответствующим представлением в комиссию по делам несовершеннолетних при местных органах самоуправления.
  Успешность коррекционно-развивающей работы с ребенком во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Поэтому учителя-логопеды Центра не только проводят индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания ребенка с проблемами в развитии, но и обучают родителей методам и приемам взаимодействия с данной категорией детей в домашних условиях.
  Если ребенок не посещает дошкольные образовательные учреждения, то предлагаем индивидуально-практические занятия в присутствии родителей. На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики др.), максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.
  На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаем на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен. Также напоминаем, что расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребенка, они будут расширять не только его кругозор, но и способствовать быстрому овладению правильной речью.
  Т.о., индивидуально-практические занятия- эффективная форма обучения родителей элементарным методам коррекционно-развивающей работы с ребенком. Также используем традиционные формы информирования родителей, как стенды, которые знакомят родителей с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи, о проявлениях речевых нарушений у детей.
  Также даем рекомендации по созданию мотивации для речевого общения, по созданию условий для нормального общего и речевого развития детей, по формированию у родителей представления о готовности детей к обучению в школе.
  В процессе работы с родителями используется раздаточный материал (буклеты, памятки), содержащие информацию об основных речевых нарушениях, в доступной форме даются методы и приемы коррекционной работы, рекомендации для организации занятий дома по заданию учителя-логопеда. Результатами взаимодействия учителей -логопедов Центра с семьями детей является повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.
Дембирел Урана Дарыжыковна | Просмотров: 734 | Дата: 15.03.2013

1-1 2-2 3-3 4-4 5-5